ВИКТОР ЛЯПИН |
ВИКТОР ЛЯПИН СТИХИ (начало) | ФОТОГРАФИИ ИЗ СПЕКТАКЛЕЙ |
СТИХИ. ПЕРЕВОДЫ С БОЛГАРСКОГО
ВИКТОР ЛЯПИН Ветра шатают тоненьких прохожих. Сорвется лист и канет в никуда. Посажины на цепи пароходы. От станций не отходят поезда. И каждый шаг тебе погибель прочит. И никакая почта не спасет. ...И только вдруг таинственный звоночек из темноты вселенской принесет. +++ Медные осины. Светлая река. С ночи обессилев, дремлют облака. Опадают листья. На воде лежат. Сказочно и чисто. Осень. Снегопад. +++ Жил старый пес Максим в квартире много лет. Мы все ему простим - и то, что стар и сед, и что давно он глух, и с кошками в ладах. И то, что всем он друг, а сторож - только так. В плечо уткнулся сын. Рубашку промочил. Жил старый пес Максими. Сегодня только жил. +++ не буду лгать и на тебя не буду молиться, много дней слова тая. Я прочитал наивных книжен груду и понял вдруг, что забываю я тебя. твой образ, право, не исчез, но стереть его не трудно. так зима, начавшаяся мокро и помпезно, вдруг снегом понесла, сама не ведая. И поутру так ломок и нежен наст, и пахнет молоком. Любою из мелькнувших незнакомок я заменю тебя. И в ком сочувствие найду? Не тратя много, смял стрелы купидон, сломал мой лук. И мне ужасно совестно за бога и за себя. И по стеклу к замерзшей крестовине муха кратчайший ищет путь, как будто там рай - где тепло, и снега нет, и сухо, и смерть не ходит по пятам. +++ Дождь любит сказки про Верлена. От них бедняга без ума. И капли светлые, и пена, парижские бульвары, тьма. В кафе дешевом он лопочет бессмысленную вязь имен. Вина возьмет. Чего он хочет, наверно. сам не знает он. Бежавший из людского плена, на крышах мокрых спит, ворча, и шепчет сказки про Верлена всю ночь, до первого луча. +++ Одиннадцатую элегию люблю. Одиннадцатую элегию, печаль свою. Страничкой, напоенной негою и пемзой вычищенною, любуюсь я с мольбой нескромною, и вновь кладу в шкатулку темную, вновь из шкатулки достаю. +++ В ларьках рублевые фиалки. На остановке так темно. И просят денег на вино, а денег всех остатки жалки. Я принесу тебе цветы. Их надо просто в воду кинуть. Они в зеленые листы обернуты, чтоб не простынуть. +++ КАФЕ "СТЕКЛЯШКА" Дешевый ужин. Выбивает пар из двери. И уборщицы с посудой, подвыпившие, девочке разутой лодыжки согревают. Занят бар бутылками с портвейном, коньяком, дешевым сыром, хлебом. шоколадом. И барменша, невыразимым взглядом соотносима с богом, под хмельком вливает хмель в подставленный стакан, как кровь для излеченья от порока. Изображеньям греческого рока подобен, по подносу таракан бежит. Старик в углу напился. Дал напиться и случайному соседу. Мороз. Метель. И сбился гость со следу. и помутнел потресканный кристалл. Пантера. волк. сова. Нет, не сова. Образованье тщетное. Да ладно! Машина милицейская надсадно ревет, буксуя. Девочка, едва дыша от холода, от дома к дому бредет, не замечая, что за ней в сиянье безнадежном все быстрей бежит пантера по двору пустому. Впечатывая лапы в след ступней. +++ Год ждал прохожего - который сливы почувствовал щемящий аромат и с гор увидел. как они красивы. И подошел в дорожной шляпе рваной. И было чувствам первым их охраной что лепестками выбелен весь сад. +++ ВАРВАРЫ Я слышу их языческие клики. Их статуи разбросаны во мгле. Испуганны. страшны и теминолики, бредут они по каменной земле. Татары, скифы, сумрачные гунны - спешат из бездны в бездну. в никуда, сметая. необузданны и юны, как щепки, золотые города. И много их еще во сне глубоком, вдыхающих дурманы тяжело. И смотрит Время лошадиным оком. И листопады хлещут о стекло. +++ Не греет кровь некрепкое вино. Пора муссонов. Легкая пирога. Дождя неровный плеск, и одиноко свой синий свет таящее окно. Троллейбус остановится, и в нем, посеребренном каплями тумана, я поплыву с улыбкой наркомана, любуясь мелким бисерным огнем. +++ моя печаль печальна, как у всех. из скорлупы расколотой орех взят. лакомство не слаще ожиданья. казалось. все окончатся роптанья. и переменится унылый водолей. ...но осень будет лишь дождливее да злей. +++ уста для роз и баловства, живот упругий, и канва волос распущенных. Две чашки неподогретого вина. И незамысловатость пряжки, которой ткань закреплена. +++ губы шепчут еле слышно неотпущенную ересь, от которой горе вышло, щеки краскою зарделись. исповедь стыдна впервые, и старанье плакать тщетно. но слова полуживые вылетают незаметно. и кощунственного слова жар спокойно ангел принял. шепот... вздохо... шепот снова... и подсвечники из линий. +++ КОМНАТА ТОЛСТОГО В БОРОДИНО в неведом и брошенном году душа и тело слову поклонились. Размытые предметы изменились и в комнате предстали, как в бреду. Вкруг комната ходила ходуном, открытая мольбе и крику мысли. И из углов ее в молчанье вышли и князь и граф ва обличии ином. И вид их был таинственен и глух. Их спор тянулся, тягостно тянулся. Они кричали, воздух пел и гнулся, но в комнате не раздавался звук. Вопрос судеб и тайну бытия (их мучали и прочие предметы, но указуют многие приметы: основу спора верно видел я) немые, разрешить они сочли возможным, и казалось - разрешили, и в мире том, в котором порознь жили, к одной черте (надолго ли?) сошли. Их тайнапя и явственная связь, их спутанные бегом века роли нам истины не открывали, кроме того, что принимали мы за явь. Все более и более они друг в друге возмущенье вызывали, для помощи кого-то вызывали из тех, что прежде прятались в тени. И комната рыдала и текла, знакомцами кишела и горела, а в ней то становились на колена, то в речке мыли белые тела, то плакали и пели, или вдруг молчание и осень постигали, усталых кобылиц не так стегали, и мучали не так их потный круп. И всем и всеми не руководил художник, но лишь плаказ вместе с ними, писал их мысли строчками простыми и между них в молчании ходил... +++ В простоте отношений есть боль, откровенности жадный избыток. Разом выбравши самую соль - пьем горчащий и терпкий напиток. И во тьме начинаю искать твоя имя, смкользящее мимо. Незнакомые губы ласкать, как любимые, неутолимо. Быть с тоской. И не слышать тоски. Отдавать свои царства без боя. И потом лишь понять - как близки или как далеки мы с тобою. *** Пора! Уже сохнут рябинные кисти, и нам опостылела эта игра. Мы слушаем чутко, как сыплются листья, как листья бормочут: - Пора. Кому-то приснится еще эта осень, старьевщики в створе двора. Ненужное очень, вчерашнее очень, забытое очень: - Пора. Глазницы твои христофоровы страшны. Напето ль в пургу, пришатали ль ветра, но я повторяю мотивчик пустяшный, крик канувших листьев: - Пора... *** Вечер полон, моя фея, небылицами Перро, да печалью Апулея, в книжку спрятанной хитро. Не ходи таким котенком, стань к окну, там ливень льет, и горит во мраке тонком, как свеча в руке ребенка, отражение твое. *** Поздно! Допущена осень в леса. Света все уже блестит полоса. Тьма одевает больные поля, нас на прохожих и нищих деля. Поздно любить, уже поздно любить. Старых долгов не копить, не копить. Время расплаты над нами взошло, часу весов перевесило зло. Поздно. Но мглу режут чьи-то глаза. Поздно. Но кто-то приходит в леса. Тихо в ладони себе говорит, свечка в руке ее тонокой горит. Так и божественна и горяча - девочка плачет, мерцает свеча. *** ...я болен, я болен тобою, как берег следами прибоя, как осень пустыми лесами, я болен твоими глазами. твоею улыбкою болен, как снегом продрогшее поле, как золотом вечные моты, как звуком помешанный моцарт, печальною песней гобоя, прощаясь, я болен тобою... *** Однажды я с ума сойду игрою - чужим ключом чужую дверь открою. "Я не ждала". Но ей я не отвечу, лишь лягут руки на чужие плечи. И ветки по стеклу ударят грубо, когда к губам прижму чужие губы. ...Так годы пролетят. Но сквозь заботы мегня настигнет вдруг: - Послушай, кто ты? *** Я тебя забыл, забуду, забываю, сбыть хочу. Твое имя, как простуду, коньяком в ночи лечу. Все, забыл, за... Вновь щепчу. Я теряю, рву, сжигаю письмо, ложь прощальных слов. От тебя навек сбегаю, от себя навек сбегаю, чтоб, как раб, вернуться вновь. Я тебя не знал, не знаю, не узнаю, не пойму. Как мальчишка из трамвая прыгаю в ночную тьму, в гибель, в снега кутерьму. Этот дом и город этот. Этот снег и арка та. И опять под кругом света у окна сидит Джульетта: начинай, мол, петь куплеты, мальчик, с чистого листа... +++ ЧЕТЫРЕ ПЕРЕВОДА С БОЛГАРСКОГО ПЕНЬО ПЕНЕВ "НЕДЕЛЯ ПЕЧАЛИ" Здравствуй, чаша! Опять мы одни. Больше крови вино твое мило. Ты, вино, словно солнце шуми - скорбный образ мой ты отразило... Нет здесь ласковых черных очей. Пуст твой столик, что с самого края. Не тужи, мое сердце... Ничей пульс не бьется, как твой - замирая. Ты, "Неделя печали", рыдай!.. Вечер вороном глянет нам в двери. Что начну, все забвенью предай - не зову, не молю и не верю. Далеко пропаду - не за грех! - словно песни, приятель мой, эти. И останется - дикий орех от двоих нас на всем белом свете. Нету истины!.. Нету и лжи!.. Небо давит мне сердце, как лихо. Хочешь, радуйся. Хочешь, тужи. Одиноко... Студено... И тихо... ХРИСТО ЯСЕНОВ "ПАН" Храню в себе детские, нежные ласки и звучного спектра живую дугу; волшебные, чистые, светлые краски, и тихую радость, и злую тугу. Горю в океане лазурью искристой, бескрайне далек и безмерно глубок. И переполняет мелодией чистой дыханье поющий, ласкающий бог. И в вечном просторе потерянный где-то, я вею прохладой и жаром лучей - затем, что живет во мне тайна рассвета и солнце струится из влажных очей. ЧЕРВЕНКО КРУМОВ "АКВАРЕЛИ" Два дня лило потопно. На третий - какой-то старик возник из листопада с авоськой хлеба и кроткой тросточкой, подобно спиритической тени в сетке осеннего сада. Квартал его не заметил. Старик одиноко потонул в своей тихой панельной квартире - там, где всю ночь слышно постукивание водостока, и душа не разбирает языка вещей в этом мире. Осень. Музыку все затаило. Но не разгадать напев ее бессловный. Продавцы каштанов уныло проклинают залитые дождем жаровни. ХРИСТО ФОТЕВ "СПАСАТЕЛЬ" Клянусь, мой дактиль, это страшно было - у скал прибрежных, в пенистый прибой, спасателя бушующая сила топила в своей бездне голубой. Он - крепких мускул музыка - рожденный под знаком Льва - он, вопреки всему, тонул, случайно в море унесенный. И сами мы не верили ему. Но он тонул - в волнах полупечальных, под шепот пены и прибоя гул. Спасатель - пред толпой потенциальных утопленников... Ах, как он тонул! Красиво! Не показывая муки! В единый миг прибой его унес. Лишь море, разревевшейся от скуки девицей, исходило в брызгах слез. Исчез. Глядели все, как сотрясает Скалу набег волны. На лицах мел. ...Мы верили тому, что он спасает. А он, спасатель, плавать не умел. |