"ФИЕСТА ФИЕСТА" Часть 3
Пьеса "ФИЕСТА ФИЕСТА" Часть4 Главная страница Пьеса "ФИЕСТА ФИЕСТА" Часть2
МАТЬ. (Невесте) Я знала, что ты здесь.
НЕВЕСТА. Пришла поплакать еще и надо мной?
МАТЬ. Кто ты мне, чтобы я плакала над тобой? Я плачу только над родными.
Он с тобой?
НЕВЕСТА. Да. Это мой муж. Нас венчали, и мы целовались на свадьбе.
МАТЬ. Пойдем.
НЕВЕСТА. Куда?
МАТЬ. Домой. Жить. Не ночевать же в поле.
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Вы пускаете нас к себе в дом?
Разве у вас... есть для нас место?
МАТЬ. Я теперь живу одна.
Больше ни в один дом в деревне вас не пустят. А до ближайшего жилья ночью не дойти.
НЕВЕСТА. (Грекову-младшему) Что скажешь?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. По мне так лучше остаться ночевать в поле у костра.
НЕВЕСТА. А вот я не боюсь. Идем, старуха!
МАТЬ. Какая же я тебе старуха? Я одних годов с твоим новым мужем.
НЕВЕСТА. Нет. Для меня ты старуха.
МАТЬ. Мне все равно, как ты меня будешь звать.
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Как прошли похороны?
МАТЬ. Хорошо. А как свадьба?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Гости очень быстро разошлись. Они молча сидели, пили и перешептывались между собой. Некоторые бросали в нас обглоданными костями.
НЕВЕСТА. Люди трусливы.


Дом матери. Посредине стоит МАТЬ. Слева -- ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Справа появляется видение Андрея. МАТЬ смотрит перед собой.

МАТЬ. Ты опять пришел? Зачем ты приходишь? Ты что-то забыл здесь? Может быть, это зеркало? Или эту раскрытую книгу?
Не молчи. Поговори со мной. Мне так тяжело, когда ты молчишь.
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Я не знаю, что я должен сказать.
МАТЬ. Ты должен мне сказать, где ты был сегодня. Удачный у тебя день?
АНДРЕЙ. Обычный день. Как и все другие. Вся наша жизнь - один длинный день. С утра ты испекла мне хлеб. Я помню, как пахли хлебом и молоком твои руки. Потом я отправился в город. Был праздник, была шумная ярмарка. И я встретил свою любовь. Она танцевала. Я не мог смотреть ни на кого, кроме нее.
МАТЬ. Ты встретил свою погибель.
АНДРЕЙ. Она танцевала. Потом она увела меня за город, в поле, к реке. Она пахла, как ты.
МАТЬ. Нет.
АНДРЕЙ. Ее кожа пахла, как твоя, хлебом и молоком.
МАТЬ. Зачем я не заперла тогда на замок окна и двери?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Я бы сломал все замки.
МАТЬ. Где она?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Спит. Она прекрасна. Она чиста.
МАТЬ. Разве я не прекрасна? Разве мои руки не белы и нежны? Разве я не целовала тебя с той сладостью, на которую способна только мать?

МАТЬ сдирает с себя черную одежду, исчезают дряблая кожа и седые волосы -- она превращается в юную девушку.

МАТЬ. Разве ты не любишь меня?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Ты прекрасна. И я люблю тебя.

ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ идет к МАТЕРИ, берет ее на руки и несет в постель.

АНДРЕЙ. (Исчезая) Зачем ты любила меня?
МАТЬ. Травы и море, солнце и птицы -- все наполнено любовью. И у всех у них -- твои глаза...

Входит НЕВЕСТА.

НЕВЕСТА. Я все сделала, как ты сказала. Я убрала могилу цветами. Я продала на рынке молоко. Я купила себе новое платье. Я не проронила ни одной слезинки.
МАТЬ. Теперь уходи. Ты мне больше не нужна.
НЕВЕСТА. Странно. Почему мы стали с тобой чужими?
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Это случилось. Стоит ли жалеть? Ты молода, сильна. Ты сумеешь постоять за себя.
НЕВЕСТА. Не надо было тебе вставать между нами.
Возьми нож.
МАТЬ. Я возьму нож. Она права. Мы обе устали от тебя. Ты не мой сын. Ты взял мою любовь. Но она тебе не принадлежит. Ты обычный вор. Ты обманом проник в наш дом. Ты смеешься над нашим горем.
НЕВЕСТА. Жаль, что я встретила тебя. Может быть, ты и хорош. Но я люблю его. Я вечно буду любить его. Твои ласки только ранят. Ты всегда будешь для меня чужим.

ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ стоит посередине сцены. НЕВЕСТА -- справа от него. МАТЬ-- слева.

ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Что ж. Это всего лишь дурное предчувствие. Я сошел с поезда, не зная, куда иду. Я встретил женщину, которая вместо похорон привела меня на свадьбу. Я вошел в дом, где воздух пропитан безумием утраты и одиночества. Я все это видел. Я мог уйти. Но кто бы тогда слушал вас? Кому бы вы отдали последние капли своей любви?
МАТЬ. Прости нас. Ты сам выбрал свое место.
НЕВЕСТА. Помни нас. В какой бы дальний ты не отправился путь, помни, что мы с тобой.

НЕВЕСТА и МАТЬ одновременно наносят удары ножом. Ножи проходят сквозь ГРЕКОВА-МЛАДШЕГО, как сквозь воздух. Нож НЕВЕСТЫ попадает в сердце МАТЕРИ. А нож МАТЕРИ в сердце НЕВЕСТЫ. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ, стоящий между ними, остается невредим.
Он выпивает стакан молока, забытый на столе.

ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Так прошло пятнадцать лет.

Уходит.



КАРТИНА ПЯТАЯ. СТАРИК. РАССТАВАНИЯ.

СТАРИК. Я сидел на берегу. Прилетела большая птица. И стала со мной говорить. Не то гусь, не то журавль. Глупая болтушка. Тараторила без конца, мешала слушать реку.
Почему ты не приходишь ко мне?
НИНА. Разве ты есть? Разве я могу тебя найти?
СТАРИК. Не знаю. Здесь мне одиноко. Временами бывает очень красиво. А потом тишина, чернота, провалы.
Первое время я тебя очень ждал. Хотелось с тобой поговорить, новости узнать.
Привык, ко всему привык. Чужие разговоры понимать научился.
НИНА. Нас разлучили, а никого взамен не дали. Я искала Балясина, но и его больше нет.

НИНА и ФЕДОР.

ФЕДОР. Надень платье. Мне неприятно видеть тебя голой.
НИНА. Десять минут назад ты говорил обратное. Хорошо. Отвернись. Я оденусь.
ФЕДОР. Почему ты пришла в наш дом? Ты же здесь всех ненавидишь.
НИНА. Скорее люблю. По объявлению. Это было пятнадцать лет назад. Твоим родителям была нужна кормилица для тебя. Твой отец платит хорошие деньги.
ФЕДОР. Говорят, он мне не отец.
НИНА. Люди много чего говорят.
ФЕДОР. Тебе действительно хорошо со мной или ты притворяешься?
НИНА. Ты еще глуп.
ФЕДОР. Боишься потерять место?
НИНА. Зачем тебе унижать меня? Я не сделала тебе ничего плохого.
ФЕДОР. Да. Просто взяла и легла со мной в постель по приказу отца.
НИНА. Ты очень красивый мужчина и я люблю тебя.
ФЕДОР. Помнишь, в детстве я даже называл тебя мамой?
НИНА. Ты и сейчас для меня, как мой ребенок. У меня никого нет кроме тебя. Я люблю тебя и не хочу больше об этом говорить.
ФЕДОР. У матери опять приступ.
НИНА. Да. Вызвали врача. Постарайся быть с ней нежнее. Она совершенно беззащитна.
ФЕДОР. Она так и осталась девочкой. Прячется по углам, играет в свои куклы. Я устал от этого безумия.
НИНА. Она твоя мать.
ФЕДОР. Знаю. А ты моя кормилица.
НИНА. Я никто, чужой человек.
ФЕДОР. Разве не унизительно то, что мы делаем?
НИНА. Не знаю. Прости, если тебе стало плохо.
ФЕДОР. Я хочу, чтобы ты немедленно ушла из нашего дома. Немедленно. Мне нельзя больше тебя видеть. Я найду денег, и буду платить тебе, но не приходи больше сюда никогда. Иначе я сойду с ума. Мы не можем с тобой видеться. Мы не можем с тобой говорить. Не заставляй меня причинять тебе боль. Уходи.
НИНА. Хорошо. Ты прав. Я уйду. Поверь, я была честна с тобой. Мне нравилось то, что я делала с тобой. Я хотела быть твоей женщиной, хотя знала, что это невозможно. Ты стал сильным и ты должен пережить это первое одиночество. Спасибо, что ты у меня был. Я любила тебя. Теперь мне уже никого не найти. Придется стареть и умирать в одиночку.

НИНА уходит.

ФЕДОР и ВЕРОНИКА.

ВЕРОНИКА. Все начинается с одной случайной ошибки. А потом клубок запутывается. И ничего уже нельзя изменить. Приходится терпеть, приноравливаться, изворачиваться. И все равно ничего не помогает. Тишина. Август. Сады гудят от яблок. А тут... Прохлада в пустых комнатах. Печаль кровосмесительства и блуда.
Хочу играть с тобой, как с моей игрушкой. Можно я буду играть с тобой? Я уложу тебя в постель, спою тебе колыбельную, зацелую тебя, заласкаю, как мою любимую куклу.
ФЕДОР. Тебе снова стало хуже, мама. Что сказал доктор?
ВЕРОНИКА. Доктор выпил со мной бокал красного вина, скушал гроздь винограда и рассказал мне веселую историю про свою пациентку-истеричку.
Мне доставляет удовольствие с ним беседовать. Он честный человек, когда ему вовремя платят. Ты не хочешь после школы поступить в медицинский? Эта профессия внушает доверие.
ФЕДОР. Поговорим об этом потом.

Появляется ГРЕКОВ-СТАРШИЙ.


ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Мне не нравится, когда вы начинаете прятаться по углам, шушукаться, устраивать свои слезливые спектакли.
Когда я работаю, ваше право. Но сегодня я дома. Сегодня я с женой и с единственным сыном. Можем мы собраться за общим столом? Могу я услышать от вас доброе слово, выпить с вами вина, поговорить о твоих новых нарядах?
ВЕРОНИКА. Я больна.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Ты всегда больна, когда я дома.
ФЕДОР. Мама действительно больна. Мы вовсе не прячемся. Просто ты вошел неожиданно.
ВЕРОНИКА. Я уйду.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Я прошу тебя остаться.
Подожди. Давай поговорим спокойно. Все в порядке. Не о чем волноваться. Мы с тобой близкие люди. У нас есть все, что нам нужно. Я могу бросить дела, и мы уедем на юг, на север, на запад, на восток, туда, куда ты захочешь. Я по-прежнему люблю тебя. Да, ты устала. Но ты тоже любишь меня. Тебе не нужна другая жизнь. У тебя нет другой жизни.
Молчишь? Это началось совсем недавно. Что произошло? Ты получила какие-то известия? Лучше скажи сама. Я все равно узнаю и убью этого человека. В этом городе никто не может от меня скрыться. В этом городе все принадлежит нам - тебе и мне.
Говори!
ВЕРОНИКА. Я устала, я больна.
ФЕДОР. (Грекову-старшему) Как твои дела?
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Спасибо, сын. Хуже некуда. Стоит дать им волю на один-два дня, и все катится в тартары, разваливается на глазах. Удивительное умение! Мне надо гнать в шею своих помощников. Кстати, я хотел тебе сказать: твой кабинет уже готов, ты можешь придти и начать в любой день.
ВЕРОНИКА. Он еще ребенок.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Он достаточно взрослый человек. Если кто у нас и ребенок, так это ты.
ВЕРОНИКА. Убийца! Предатель! Свинья! У тебя руки в крови по локоть. Ты хочешь сделать таким же подонком и моего сына?
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Истерика... Как мне надоели эти истерики!.. Как мне надоело твое мокрое, перекошенное лицо!.. Ты развращаешь мальчишку, ты делаешь из него слюнтяя и бабу!.. Замолчи, пока я не приказал высечь тебя во дворе!
...Она больна... Она говорит, что она больна. Какая это болезнь? Это предательство, обыкновенное, паршивое предательство!
ФЕДОР. Прошу тебя, не кричи на мать.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Я не кричу на мать. Она первая швыряет в меня своими грязными, вонючими словами.
Жена должна любить мужа. Всегда. Таким, какой он есть. Скажи ей об этом. И если она не поймет, я найду способы ее в этом убедить.
Ты понимаешь меня?
ФЕДОР. Уходи. Я должен ее успокоить.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Я мечусь по своему собственному дому, как загнанный зверь. Везде - либо тупые, самодовольные наемники, либо плюющие мне вслед домочадцы.
Вероника, одумайся, вернись ко мне, смирись. Ты играешь с огнем, ты играешь с твоей жизнью и с моей. Я ничего не боюсь. Я не боюсь смерти, не боюсь все потерять. Помни об этом. Человек, который перестал бояться, очень опасен. Как зверь, вышедший на охоту.
...Что с тобой происходит? Почему ты так изменилась? Разве ты не кричала от любви в моих объятиях? Я закрывал все окна, и все равно крик твоего блаженства слышали во всем городе.
ФЕДОР. Мама, ты помнишь, как мы любили в детстве играть в прятки, и как отец нас всегда находил в постели под огромным одеялом?
ВЕРОНИКА. (Федору) Ты так смеялся и никогда не хотел выбираться оттуда.
(Грекову-старшему)Я кричала от любви в тысячах объятий.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Мало кто из них доживал до утра. Я придумывал им изощренные пытки. Я приносил тебе на завтрак их сердца и члены. Зачем? Зачем ты была так ненасытна? Зачем ты ходила по городу и ложилась под каждого встречного? Кто надоумил тебя быть такой хитрой и безжалостной? Кто выжег из твоего сердца последние капли любви и влил в него яд бесстрашной мести?
ФЕДОР. Первый раз я узнал одиночество, когда ты поместил ее в больницу.
ВЕРОНИКА. (Грекову-старшему) Ты убивал всех, кто вставал на твоем пути.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. (Федору) У меня уже не было сил терпеть ее выходки. Больница спасла нас от смерти.
(Веронике) Любой настоящий мужчина поступает точно так же. Мы все убиваем друг друга.
Когда мне надоело убивать, я запер тебя в этом доме.
ВЕРОНИКА. Я сразу превратилась в недотрогу. Я с трудом выносила твои прикосновения. Мне легче было держать руку над огнем, чем прикоснуться к тебе.
ФЕДОР. Я любил мать. Я любил мать, как мужчина.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. (Федору) Я знаю. Как ребенок-мужчина. Я гордился тобой.
(Веронике) Откуда в тебе сила? Почему я не могу размозжить тебе голову? Почему я хожу за тобой, как за своей первой шлюхой?
Оставь меня. Уйди из моей жизни. Или будь моей. Ты превратила мое существование в гнилое болото.
Сегодня я снова насильно овладею тобой, но это ничего не изменит. Даже в миг моего самого сильного наслаждения ты будешь ненавидяще смотреть на меня своими злобными, победными глазами.
ФЕДОР. Что ты скажешь, если я уйду из вашего дома? Я хочу жить своей жизнью. Я задыхаюсь здесь.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Это твой выбор. Поговори с матерью.
ВЕРОНИКА. Я давно могла бы убить тебя, но мне нравится эта пытка.
ФЕДОР. Уходи. Я должен ее успокоить.

ГРЕКОВ-СТАРШИЙ уходит.

ВЕРОНИКА. Ненавижу... ненавижу...
ФЕДОР. Успокойся. Что с вами происходит? Почему вы бросаетесь друг на друга, как обезумившие заклятые враги? Ведь раньше, мама, все было по-другому.
ВЕРОНИКА. Раньше ты был ребенком. Это я прислала к тебе Нину.

ГРЕКОВ-СТАРШИЙ один.
Появляется СТАРИК.

СТАРИК. Громыхает, громыхает. А дождя все равно не будет. Встал сегодня рано. Каша испортилась от жары. Некому было в холодильник убрать.
Надо непременно за лето покрасить стены. Соседи давно жалуются. И забор обновить. Расходы, расходы... Боюсь ходить один. Боюсь, зарежут посреди дороги. Сколько таких случаев!
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Кто ты? Почему ходишь перед домом?
СТАРИК. Прохожий. Накорми меня.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Иди на кухню. Скажи, что я прислал. Ешь, пей. Живи, сколько хочешь.
СТАРИК. Нет. Сегодня я уйду.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Откуда ты? Издалека? Ходишь по свету, смотришь на людей. Какая там жизнь? Почему нам не говорят, кто мы и зачем мы тут?
СТАРИК. Говорят. Талдычат. А вы как глухонемые.
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Мерещится какой-то старик. Как паук по потолку бегает. Всю охрану на ноги поднял. К чему это?
СТАРИК. Гостя ждешь. Страдаешь. Знаешь, у кого самые страшные страдания? У предателей и убийц. Ты в себе человека убил, бога убил. Теперь из мертвого росток прорастает. А что вырастет?
ГРЕКОВ-СТАРШИЙ. Гость-то твой придет?
СТАРИК. Он уже здесь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Hosted by uCoz