"ФИЕСТА ФИЕСТА" Часть 2 |
Пьеса "ФИЕСТА ФИЕСТА" Часть3 | Главная страница | Пьеса "ФИЕСТА ФИЕСТА" (Быть) Часть1 |
ВЕРОНИКА. Папа, какой ужас...
ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Ничего, ничего. Ужас пройдет. Все пройдет. Останется только он, мой сын. Ты будешь молчать. Ты будешь молчать и растить его. Ты никому не скажешь ни слова! Не скажешь ни слова? ВЕРОНИКА. Не скажу. Ни слова. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Иначе я вырву тебе язык. ВЕРОНИКА. Я сама вырву себе язык. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Застели чистые простыни и спи. Прости меня. КАРТИНА ТРЕТЬЯ. ПРОСТИ, БАЛЯСИН НИНА. У меня было два мужчины. И обоих я предала. Первый был Балясин. Слабый человек. Он меня измучил. Я терпела из милосердия, сколько могла. Это было невыносимо. Когда умрет отец, я, наверное, вернусь к Балясину. Ничего не поделаешь. Он как домашний пес. Такова моя судьба. Второй был Греков. Он сделал меня своей рабой. Это было сладко и больно. Я вечно была бы его рабой. Но он меня бросил. Так я осталась одна. Вот, собственно, вся моя жизнь. Будет счастьем, если Балясин когда-нибудь подарит мне ребенка. Впрочем, говорят, он покончил с собой. Квартира БАЛЯСИНА. БАЛЯСИН один сидит на полу. Перед ним почти пустая бутылка и два бокала. Больше никого в квартире нет. БАЛЯСИН. (Неизвестно кому) Нина!.. Нина... Нина... А, пришла. Явилась. Могла хотя бы предварительно позвонить. Что молчишь? Ты, между прочим, здесь больше не прописана. А если у меня гости? Если у меня торжество и... и какая-нибудь дама? Что тогда? Тебя это не заботит? Тебе все равно? Конечно, тебе плевать на мою репутацию. Ни с того, ни с сего взяла и притащилась. (Принюхивается) Уф, да еще и пьяная. Тебе помочь раздеться? Сними хотя бы туфли. Давай я отнесу их в прихожую. Ты меня, конечно, прости, но как ты опустилась. Просто страшно смотреть, как ты идешь на дно. Невероятно. Всего-то за полгода. Что на этот раз? Он опять тебя выгнал? Твой Ромео, твой миллионщик, твой единственный. Но при чем тут я? Я не понимаю. Ты сама говорила, что все кончено, что назад дороги нет. Разве не говорила? Разве я не валялся у тебя в ногах, не молил остаться? Разве я не предупреждал тебя, что это всего лишь увлечение, минутная страсть, забава, которая пройдет, и ты окажешься ни с чем? Вспомни, вспомни. Не хочешь? Молчишь? Черт с тобой. Молчи. Я тоже буду молчать. Он идет в зал и ложится на диван лицом к стене. Переворачивается на спину и кладет руки за голову. БАЛЯСИН. А ты помнишь, как мы познакомились? На вечере у твоих друзей. Ты была слегка подвыпивши. Скажем так. Всю дорогу ты подшучивала надо мной. "Куда вы меня ведете?", "Подойдите к свету, я хочу разглядеть ваше лицо", "А почему мы не берем такси?". А здесь ты сразу разделась и забралась в ванну. Ты говорила, что в первую ночь мужчине нельзя позволять делать ничего и послала меня за шампанским в ресторан. А у меня не хватило денег и я купил бутылку дешевого сухого вина. Помнишь свое кислое лицо? У твоего нынешнего Рокфеллера уж точно всегда есть деньги на шампанское. А? А может он скряга? Как он тебя любит? Как ты ему отдаешься? Твоя любимая поза все еще по-собачьи? Все по-собачьи. Вся жизнь по-собачьи. Не швыряй стаканы! Это не твои стаканы. И это не твой дом. Ты предала этот дом. Хотя здесь тебе было неплохо. Что? Иначе бы ты не находила сюда дорогу даже на автопилоте. Хочешь выпить? Конечно, ты хочешь выпить. Наверное, уже порылась без меня в моем бардачке? Сейчас проверим. Он идет и открывает свой бар. БАЛЯСИН. Не успела. Что ж, ты заслужила призовую порцию. Коньяк? Шампанское? Шампанское, как всегда шампанское. (Он берет бутылку, разливает в два стакана и один стакан ставит на полу у кухонной двери) Бери. За нашу очередную встречу. За твое очередное изгнание из рая. Или ада. Нина, ты знаешь, а я больше не жду тебя. Да, представь. Совсем не жду. Мне было бы легче, если бы ты это поняла и больше не приходила. Конечно, для тебя это удар. Я понимаю. Но лучше сказать правду, чем лгать. Правда, ты всю жизнь поступала иначе. Лгала до последнего. Помнишь, как легко ты говорила мне "Люблю"? Удивительно легко. Изящно. Ты могла повторять это слово десятки раз. Уверен, не только мне. Ну что ты делаешь? Что ты делаешь? (Пытается освободить ноги от Ее воображаемых объятий) Целовать ноги. Не надо! Пошло! Смешно! Прекрати! И пол у меня грязный. Вот так. Сядь. Успокойся. Как будто я не знаю, что все это игра. Ты пришла в неудачное время. Я трезв. Я прекрасно различаю, где ты искренна, а где играешь. У тебя слишком хищные глаза. К сожалению, мы знаем друг друга много лет. Стареющая потасканная тварь. Дрянь. Подзаборная шлюха. Женщина, у которой было больше одного мужчины, уже блядь. Откуда такая страсть к коллекционированию мужчин? Только не надо выть. Сбегутся соседи. Хорошо, прости. У меня тоже сдают нервы. Не подходи ко мне. Сиди там. В конце концов, я должен все тебе высказать. Кто знает, когда ты еще придешь. Я сказал, что больше не жду тебя. Не знаю. Временами это не так. Пока ты не приходила, все было по-другому. Но теперь. Ты издергала меня. Я не знаю, что думать. Не знаю, чем это кончится. В начале мне пришлось отказаться от своей работы. Моя контора находится слишком далеко. Кроме того, мне приходилось проводить там ежедневно по восемь-девять часов. Когда я обнаружил, что ты приходишь во время моего отсутствия, я стал отпрашиваться у начальника. Один раз в день, потом несколько, потом каждые два часа. Сломя голову я бежал по улицам, чтобы застать тебя. Но всегда опаздывал. Сигарета в пепельнице еще дымилась. Но тебя не было. Я накричал на директора. Он оказался глуп и толстокож. Пришлось уволиться. Теперь я беру работу на дом. Купил старенький компьютер и обзавелся телефоном. Это удобно. Конечно, денег теперь не хватает. Но, по крайней мере, я всегда готов встретить тебя. Впрочем, все оказалось не так просто. Ты придумала странную игру. Ты поджидала на улице, когда я выйду из дома, и сразу бежала сюда. Стоило мне отлучиться на полчаса, -- и я заставал в квартире полный разгром. Надо тебе отдать должное, ты действовала хитро и ловко. Ты подговаривала наших знакомых, чтобы они звонили мне, приглашали на сборища и вечеринки, обещали, что и ты там непременно будешь. Как только я уходил, ты вламывалась в оставленную квартиру, как варвары в покинутый город. Ты все переворачивала вверх дном. Что ты искала? Зачем ты приходила? Когда я звонил твоему любовнику и пытался получить хоть какие-то объяснения, вы сразу швыряли трубку. А потом и вовсе перестали подходить к телефону. Мне ничего не оставалось, как занять круговую оборону. Я перестал ходить к друзьям, гулять по городу и даже посещать в соседнем квартале свою мать и отца. Теперь мы только перезваниваемся. Изредка они заходят сюда сами. Но им тяжело подниматься на пятый этаж. Поменять квартиру я тоже не могу. Потому что ты приходишь именно сюда. Все было бы проще, если бы не твои частые и внезапные посещения. Единственное, что я позволяю себе, это добежать до магазина на углу, купить хлеб и вино. Но и здесь ты преследуешь меня. Ты подговариваешь продавщиц, чтобы они подолгу заворачивали мне хлеб, подавали вино и отсчитывали сдачу. Я сразу разгадал этот заговор. Стоило мне задержаться на несколько минут, и я обнаружил дома следы твоего посещения. Ты успела выкурить здесь сигарету и даже порыться в моих дневниках. Зачем? Что ты хотела в них вычитать? Однажды, устав от этой гонки, я поменял дверной замок. Но это тебя не остановило. Ты просто выломала дверь. Соседи -- свидетели. Я почти уговорил их подписаться в качестве понятых под составленной мной бумагой. Но потом передумал. Я почувствовал очередную ловушку. Ты хотела выманить меня из дома и заставить ходить по судам. Нет. Я не так прост. Я оставил тебе на коврике перед дверью новые ключи. А в магазине я стал подкупать продавщиц, оставляя им всю сдачу. Это экономило драгоценные секунды. Кроме того, я тоже пошел на хитрость. Я взял авоську и направился в магазин. Но пройдя лишь несколько шагов, я развернулся и изо всех сил побежал обратно. Я знал, что ты не ожидаешь вероломства. Я буквально влетел в квартиру. И... Ты была здесь. Так мы встретились в первый раз. Когда это было? Три недели тому назад? Четыре? Мне трудно ориентироваться во времени. Я совсем не смотрю на календарь. Странно, что ты все время молчишь. Как будто тебе нечего сказать. Впрочем... Все сказано. Ты права. БАЛЯСИН подходит к окну и смотрит во двор. БАЛЯСИН. Хочешь любить меня? Прими ванну и ложись в постель. Сегодня вернется наша первая ночь. Разве не для этого ты пришла? ...Сколько же можно молчать? Ну, накричи на меня! Обзови последними словами! Разбей стаканы! Возможно, тебе станет легче. БАЛЯСИН вздрагивает и оборачивается к Ней. БАЛЯСИН. Что ты делаешь? Зачем тебе нож? Откуда кровь? Нина! Нина! Прекрати, прекрати. Положи нож. Слышишь. Положи нож. Не глупи. Мы немного выпили. Сказали друг другу лишнее. Это бывает. Не устраивай здесь истерики. (Пытается шагнуть к Ней и сразу отступает) Хорошо, хорошо. Успокойся. Поговорим, как разумные люди. У тебя депрессия. Ты запуталась между нами. Ты не знаешь, как жить дальше. Но мы оба любим тебя. Я верен, мы оба любим тебя. Дурочка, ты можешь гордиться. Можешь выбирать. Я прошу тебя, положи нож. Хочешь, я позвоню ему, приведу его сюда? Только не шути так. У тебя странные глаза. Ничего же не произошло. Сколько еще таких историй нам предстоит пережить. Жизнь -- такая длинная штука. Я не смог разлюбить тебя. Я не смог разлюбить тебя. Ты веришь? Умоляю, положи нож. Он вернется, он обязательно вернется. Вот. Так уже лучше. Сейчас я подойду, и ты отдашь мне нож. Что ты делаешь? Нет! Нет! Нет! БАЛЯСИН бросается к Ней, ощупывает тело. Ему кажется, что он испачкался в крови. БАЛЯСИН берет воображаемую Ее на руки. Растерянно стоит посреди комнаты. БАЛЯСИН. Есть тут кто-нибудь? Люди, помогите. Кто-нибудь, кто-нибудь! Тишина. Бережно держа воображаемую Ее на руках, он идет к входной двери, и с трудом открывает ее. Ничего не видя перед собой, выходит на лестничную площадку. БАЛЯСИН. Помогите. Кто-нибудь. Есть тут кто-нибудь? Где же вы? Я спасу тебя, спасу. БАЛЯСИН спотыкается и падает в лестничный проем пятого этажа. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ГРЕКОВА-МЛАДШЕГО. Небольшая железнодорожная станция. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ и НЕВЕСТА. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Угощайтесь - бутерброды и кофе. НЕВЕСТА. Ты приезжий. Я тебе нравлюсь? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Ты нравишься любому мужчине. НЕВЕСТА. Не хочешь пойти со мной и стать моим мужем? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Неплохое предложение. НЕВЕСТА. Если согласен, пойдем. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Давай хотя бы допьем кофе. НЕВЕСТА. Хорошо. Допьем кофе и пойдем. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Ты меня совсем не знаешь. НЕВЕСТА. Это то, что мне нужно. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Твой дом далеко? НЕВЕСТА. Расскажу по дороге. Затерянный в южных степях хутор. По улице идет свадьба -- НЕВЕСТА со своим новым женихом ГРЕКОВЫМ-МЛАДШИМ. Весело играют музыканты. НЕВЕСТА ослепительна в лучах заходящего солнца. Из-за поворота навстречу свадьбе выходит другая процессия. МАТЬ хоронит своего единственного сына Андрея, бывшего возлюбленного НЕВЕСТЫ. Тишина. МАТЬ. Уйди с дороги, потаскуха. Не мешай матери хоронить сына. Погляди на свою невесту, сын. Тебя еще не засыпали землей, а она уже в брачном платье идет в церковь с каким-то оборванцем. НЕВЕСТА. Это ты его убила. Твоя глупая, сварливая жадность. Ты не хотела делить его со мной. Ты высушила его сердце. МАТЬ. Зачем ты здесь? Люди, зачем она здесь? НЕВЕСТА. Это просто любовь. Андрей хотел этого. Он хотел, чтобы каждую секунду, каждое мгновение я любила и была любима. Он радуется, глядя на меня с небес. Он счастлив со мной и с моим новым возлюбленным. Потому что все ложь, кроме любви. Все ваши завывания и слезы -- жалкая комедия, не стоящая ни гроша. Мы не будем сегодня плакать. Мы будем пить и веселиться. Мы будем любить друг друга. И я открою все окна, чтобы Андрей видел с небес, как я счастлива и как я достойна его памяти и его любви! Прочь с дороги, жалкие скопцы! Если у вас не хватает сил радоваться жизни, то, по крайней мере, не мешайте делать это другим! МАТЬ. Ведьма. Животное. НЕВЕСТА. Эй, музыканты! Играйте громче! Что это у вас -- свадьба или похороны?! За что мы отдали вам последние деньги и лучшее вино?! Или ваша дорога ведет на кладбище?! Вперед, мои соколы, вперед! И пусть каждый, кто хочет, присоединяется к нашему веселью! Поле. На траве сидят НЕВЕСТА и ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Музыканты расходятся, что-то напоследок наигрывая. Музыка слышна все тише. Наконец, она стихает. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Что мы теперь будем делать? НЕВЕСТА. Они не имели права нас выгонять. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Так сказал старый священник. Не стоило расхаживать с танцами по всей деревне и пугать прохожих. НЕВЕСТА. Я была пьяна. Все равно они не имели права нас выгонять. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Что теперь об этом говорить? Лучше придумай, как жить дальше. НЕВЕСТА. Ты мужчина. Ты и придумай. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. У меня здесь ни родных, ни друзей. НЕВЕСТА. Послушай, откуда ты взялся? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Отстал от поезда. Бродил по вокзалу. Тут подвернулась ты. И привезла меня в эту глушь. НЕВЕСТА. Если хочешь, уезжай. Ты, наверно, насобирал во время свадьбы полные карманы денег. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Одна мелочь. Жадный у вас народ. Мне некуда ехать. НЕВЕСТА. Но куда-то же ты ехал? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Не куда-то, а от кого-то. От себя. Я не хочу туда возвращаться. НЕВЕСТА. Как тебя по-настоящему зовут? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Разве это важно? НЕВЕСТА. Важно. Имя, как сердце. Если звать человека чужим именем, он может забыть себя и умереть. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Игорь. Гоша. НЕВЕСТА. Гоша- чужая ноша. Хоть кто ты? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Никто. НЕВЕСТА. Повезло. Сколько тебе лет? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Сорок два. НЕВЕСТА. А мне и моему Андрею -- двадцать. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Ты сильно любила его? НЕВЕСТА. Разве ты не видишь? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. До сих пор не могу до тебя даже дотронуться. НЕВЕСТА. Я тебе нравлюсь? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Обычно в первую брачную ночь таких вопросов не задают. НЕВЕСТА. Я уже сказала. Если хочешь, уходи. Я смогу и одна. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Никуда я не уйду. НЕВЕСТА. Ты знаешь, за что она его убила? ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Разве она его убила?.. За тебя? НЕВЕСТА. За меня. ГРЕКОВ-МЛАДШИЙ. Пойду принесу веток для костра. Идет и натыкается на МАТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ |